Маркировка молочной продукции в 2022 году
С 2021 года к товарам, подлежащим маркировке, относится молочная продукция. Маркировка — это система учета, которая позволяет отслеживать маршрут каждой упаковки от поставщика до покупателя. Маркировка товаров в 2022 году является знаком качества продукции. Эта система не позволяет торговать фальсификатом или продуктами с истекшим сроком годности.
Законы о маркировке товаров в 2022 году
Базовые принципы учета являются одинаковыми для товаров, подлежащих маркировке. Механизм работы системы мониторинга описан в Законе №487-ФЗ, который вступил в силу в январе 2019 г.
Перечень категорий товаров, которые требуется маркировать, ежегодно увеличивается. Правила и сроки маркировки для каждой товарной категории указываются в Постановлениях Правительства, эти документы дополняют текст принятого закона.
Правила маркировки молочной продукции содержатся в Постановлении №2099, опубликованном 15 декабря 2020 г. Внедрение цифрового учета проводится за несколько этапов. Актуальные сроки маркировки молока содержатся в Постановлении № 477, опубликованном 26 марта 2022 г.
Правила маркировки молочной продукции
На упаковку товара, подлежащего маркировке, должен быть нанесен код Data Matrix, в котором зашифровано описание продукции и уникальный номер упаковки. Для учета применяется именно кодировка Data Matrix, потому что она позволяет:
- разместить большой объем данных на маленькой площади;
- восстановить информацию при утере части изображения;
- создавать большое количество не повторяющихся кодов.
Компании, торгующие молоком и молочной продукцией, должны зарегистрироваться на портале «Честный ЗНАК». На сайте можно заказывать шаблоны для печати этикеток. Чтобы заказать коды, нужно описать товары по предложенной форме.
Подписание документов при продаже оптовых партий выполняется в личном кабинете на сайте. В накладных указываются штрих-коды товаров, входящих в партию. Проверить соответствие кодов из накладной с фактически отгруженными товарами можно с помощью сканера.
Какие продукты подлежат учету?
Маркировка товаров в 2022 году распространяется на:
- молоко с любым процентом жирности;
- сыры всех категорий;
- мороженое, включая фруктовый лед;
- кефир с любой степенью жирности;
- сгущенное молоко;
- сливки с любым процентом жирности;
- сливочное масло;
- творог и творожную массу;
- йогурты;
- пахту;
- ряженку;
- простоквашу;
- молочную сыворотку.
В число товаров, подлежащих маркировке, пока не входит детское, лечебное, профилактическое и специализированное питание. Не нужно маркировать любые продукты с массой менее 30 грамм.
Этапы введения цифрового учета
Действующие правила маркировки молочной продукции включают обязательное нанесение кодов Data Matrix. Запрещено продавать, хранить и перевозить немаркированную продукцию. Участники рынка должны подписывать электронные накладные при продаже оптовых партий.
С 1 сентября 2022 г. магазины обязаны наладить учет выбытия товаров через кассу. Требование распространяется на все продукты, независимо от срока годности.
До 1 декабря 2023 г. к системе должны подключиться все фермерские хозяйства. Начиная с этой даты, нужно будет передавать информацию о списании продуктов на собственные нужды.
Кто должен маркировать продукцию?
Маркировкой товаров в 2022 году должны заниматься крупные производители и импортеры. Для фермерских хозяйств предоставлена отсрочка, которая закончится 1 декабря 2023 г.
Ответственность за нарушения
Участники рынка должны вовремя зарегистрироваться в системе и организовать учет товаров по правилам. За несоблюдение правил маркировки молочной продукции можно получить штраф на сумму до 300 000 рублей. В число распространенных нарушений входит:
- отсутствие кодов Data Matrix на упаковках;
- нанесение неправильных кодов;
- отказ от передачи данных в систему.
Для поиска нарушителей используются алгоритмы, которые выявляют ошибки при учете товаров. Также в России действует народный контроль качества. Любой покупатель может проверить код с этикетки, используя приложение для смартфона «Честный ЗНАК».
Требования к маркировке молока
Главное требование состоит в том, чтобы на каждой упаковке была этикетка с кодом Data Matrix, в котором зашифрован индивидуальный номер продукта. Изображение должно быть напечатано на площади от 0,5х0,5 мм в разрешении не менее 203 DPI. Соблюдение этих требований позволяет распознавать этикетки почти любым 2D сканером.
Место нанесения маркировки законом не регламентируется. Во время эксперимента установлено, что удобнее всего наносить коды на крышку ПЭТ-бутылки или на верхнюю грань упаковки Проводить маркировку молока можно двумя способами:
- Печатать коды на самоклеящихся этикетках и приклеивать их на упаковки. Для маркировки понадобится принтер, этикет-лента и риббон (лента с красящим веществом).
- Печатать коды на упаковке продукции. Например, для маркировки творога можно печатать коды на упаковке флоупак. Нанесение кодов на упаковку выполняется с помощью риббона.
Выводы
Правила маркировки молочной продукции направлены на борьбу с контрафактом. Наносить коды на упаковки и подписывать электронные накладные нужно для того, чтобы можно было отследить маршрут каждой упаковки. Покупатели смогут проверять путь товара, название производителя и срок годности продукта, используя мобильное приложение. Компании, которые честно соблюдают требования по маркировке молока, смогут получить больше лояльных клиентов.