Требования к маркировке товаров: какие ошибки можно допустить?
Маркировка – это обозначение в виде текста или рисунка на продукции, несущее информацию о её свойствах. Каждый ее вид маркируется в соответствии с требованиями к маркировке для данных продуктов.
Для чего маркируют товар
Согласно Закону о защите прав потребителей производители обязаны информировать покупателей о свойствах продаваемых изделий. На упаковке должны быть данные о стране-производителе, адресе и названии изготовителя, составе, технических и эксплуатационных характеристиках, сроке хранения продукта.
Потребители из знаков и символов на упаковке узнают о потребительских свойствах покупаемого товара. Согласно ГОСТ маркировка доносит сведения об использованных материалах, порядке и сроке хранения продукта. По ней можно определить, соответствует ли продукция установленным стандартам и требованиям безопасности.
Что подлежит обязательной маркировке
Для защиты интересов покупателей и бизнеса Путиным подписан закон об обязательной маркировке товаров в 2021 году.
В утверждённый перечень вошли:
- одежда;
- велосипеды;
- обувь;
- фотоаппаратура;
- белье;
- кожаная одежда;
- покрышки и шины;
- духи;
- ювелирные изделия;
- табачные изделия;
- мороженое, сыры.
Изделия, не вошедшие в перечень, маркируют в добровольном порядке.
Требования к маркировке товара
Цель маркировки – обеспечение законного товарооборота. Процесс представляет собой нанесение кода на продукт, который состоит из кода группы, к которой относится товар, и индивидуального номера продукта – серийного номера.
Существует два вида маркировки – производственная и торговая. Первая наносится непосредственно изготовителем продукции. В роли маркеров используют ярлыки, вкладыши, контрольные ленты. Распространенным вариантом также является печать этикеток. Информация о продукции передаётся в тексте, рисунке или эмблеме.
К торговым маркерам, проставляемым в магазине, относят ценники, чеки и сведения о продавце.
Какие нарушения могут быть
Согласно утвержденному перечню товаров, подлежащих обязательной маркировке, этикетки должны отражать всю информацию о них. Если нет маркировки от производителя, работники торговли обязаны промаркировать продукцию. Если магазин продаёт товар без маркировки (в этом случае он подлежит конфискации), то грозит штраф в размере от 400000 до 800000 рублей с привлечением должностного лица к уголовной ответственности.
Подобные ошибки влекут за собой наложение штрафа:
- для юридических лиц – в размере от 100000 до 300000 рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 20000 до 30000 рублей.
С 2020 года введена новая система обязательной маркировки. Планируется к 2024 году все товары маркировать.
Маркировка «Честный знак» – обеспечивают простую схему работы: изготовитель заказывает и наносит на товар коды маркировок с созданием универсального передаточного документа (УПД). УПД сопровождает товар до конечной розничной точки, а вся информация заносится в единую систему.