Маркировка OZON
- Концепция создания и функционирования системы маркировки (распоряжение Правительства РФ № 2963-р).
- ФЗ от 25.12.2018 № 488.
- Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р.
Маркировка: что это и зачем нужна?
Категории товаров, которые нужно маркировать, определяются государственными органами. К ним относятся:
- парфюмерная продукция;
- табачные изделия;
- вода в бутылках;
- напитки с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 %;
- молочные продукты;
- резиновые покрышки и шины;
- постельное белье;
- велосипеды.
Маркировка продукции для OZON
- Каждый товар должен иметь уникальный и правильный идентификатор. Это может быть штрихкод, артикул, серийный номер.
- Необходимо ясно отображать информацию. Маркировочные знаки должны быть разборчивыми и легко читаемыми для покупателя.
- Каждый конкретный товар маркируется согласно специфическим требованиям отрасли. Например, электроника, одежда, лекарства не могут иметь одинаковый идентификационный код.
- Требуется четкое соблюдение законодательства. Маркировка должна соответствовать регулирующим нормам в данной стране или отрасли. Некоторые товары идентифицируют особым образом из соображений безопасности или из-за требований потребительской защиты.
- Необходимо отслеживать сроки действия маркировки. Информация о дате производства и сроке годности должна быть актуальной и соответствовать действительности.
Каждый продукт нужно маркировать отдельно. При поставке товара в комплекте он идентифицируется одним штрихкодом. Коробка, в которую упакована продукция, также маркируется.
Как работать с маркировкой товаров на OZON
- штриховой код. Это информация, зашифрованная в квадратном или прямоугольном изображении. Его автоматически создает торговая площадка для каждой поставляемой позиции;
- артикул. Особый код в базе поставщика, по которому продавец работает с товаром;
- уникальный код аутентификации маркетплейса (OZON ID). Его выдает продавцу интернет-магазина при создании индивидуальной странички.
- FBO — для продажи со склада маркетплейса. При получении товара сотрудники сами формируют заказ и отправляют покупателю через собственную службу доставки. При этом этикетки со штрихкодами приклеивают дополнительно еще и на коробки;
- FBS — для продажи со склада поставщика. Он самостоятельно компонует, упаковывает и хранит товар. А при передаче заказа в пункт приема «Озон» маркирует его, приклеивая этикетку на наружную часть упаковки;
- RFBS — схема продажи, аналогичная FBS. Отличие лишь в том, что поставщик доставляет заказ через стороннего перевозчика. В этом случае главное — качественно упаковать товар, особых требований к маркировке нет.
Присутствие штрихкодов обусловлено необходимостью идентификации товара. При приеме продукции на складе сотрудники маркетплейса сканируют их и проводят сверку с заявкой поставщика. Если маркировка не совпадает, товар отправляют обратно. В этом случае владельцу придется исправить ошибку и заново привезти партию на склад «Озон».
Требования штрихкода OZON
Штрихкод можно назвать «паспортом» товара. Внешне он представляет собой соединение цифр и графики. Как правило, это чередующиеся белые и черные штрихи, под которыми проставлены цифры. При отслеживании передвижения товара сканер считывает именно черно-белые полоски.
- Реализация со своего склада. При использовании системы FBS упаковка каждого заказа стикеруется наклейкой из плотной белой бумаги 58 х 40 мм. На нее наносят автоматически сгенерированный двухмерный QR-код.
- Поставки со склада Wildberries. При работе по принципу FBO (со склада маркетплейса) продавец маркирует товар стикерами на упаковках или бирках. Шрифт для печати кода рекомендуется выбирать строгий и такого размера, чтобы вся требуемая информация уместилась на этикетке размером 58 х 40, и при этом текст был разборчивым.
Порядок составления штрихкода при отгрузке
- Получение уникального идентификатора товара или упаковки. Для этого необходимо зайти в личный кабинет в раздел «Товары». Затем перейти в «Управление штрихкодами», далее — «Сгенерировать для всех».
- Экспорт идентификационного знака в Excel. Автоматизировать выполнение задач и сделать работу более удобной поможет набор команд «Макрос».
- Печать и нанесение штрихкода. Сгенерированный идентификационный знак печатается на матовой или полуглянцевой этикетке размером 120 x 75 мм. Заклеивать штрихкод скотчем нельзя, иначе могут возникнуть сложности с его считыванием.
- Верификация. После нанесения штрихкода необходимо проверить его правильность и соответствие заданным стандартам. Это включает установление целостности штриховки, точности закодированных данных и формата.
Что должно быть указано на этикетке?
- название;
- информация о товаре (цвет, размер и т. д.);
- состав;
- когда произведен товар (дата);
- страна-изготовитель;
- поставщик;
- сертификат ТР ТС (соответствия техническому регламенту Таможенного союза).
Важно. Маркировочные этикетки наклеивают на товаре и на упаковку — с внешней стороны. Они печатаются на термо- или термотрансферном принтере.
Сторонние маркировки на упаковке недопустимы. При доставке деликатного товара коробку необходимо пометить как хрупкий груз. Информация на этикетке должна быть легко читабельной для потребителя. В противном случае «Озон» не сможет идентифицировать товар и вернет его обратно поставщику.
Промаркировать товар правильно довольно трудно. Чтобы избежать возвратов, а вместе с ними — потерь финансов, большинство продавцов предпочитают передоверить это дело профессионалам.
Самый эффективный способ сохранить время и деньги — фулфилмент для маркетплейсов. Это комплекс логистических услуг для продвижения продукции, в том числе и по разработке шаблонов этикеток и маркировке товара.