Skip to main content

Маркировка OZON

В 2019 году в России на законодательном уровне была введена обязательная маркировка товаров. Процедура проводится поэтапно. Уже к 2024 году все отрасли промышленности должны перейти на национальную систему маркировки. Процесс регулируют несколько документов:
  • Концепция создания и функционирования системы маркировки (распоряжение Правительства РФ № 2963-р).
  • ФЗ от 25.12.2018 № 488.
  • Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р.
За несоблюдение установленных правил маркировки предусмотрена уголовная и административная ответственность. При обнаружении нарушений Роспотребнадзор будет штрафовать и конфисковывать нелегальную продукцию. Подробнее об этом можно прочитать на сайте национальной системы «Честный знак».

Маркировка: что это и зачем нужна?

Маркировка — это процесс присвоения уникального идентификационного кода или марки (например, штрихкода или QR-кода) каждому товару или упаковке. Это позволяет отслеживать перемещение товара по всем этапам его жизненного цикла: от производителя до потребителя. При отсутствии специального цифрового кода продавать продукцию запрещено.

Категории товаров, которые нужно маркировать, определяются государственными органами. К ним относятся:
  • парфюмерная продукция;
  • табачные изделия;
  • вода в бутылках;
  • напитки с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 %;
  • молочные продукты;
  • резиновые покрышки и шины;
  • постельное белье;
  • велосипеды.
По техническому регламенту Таможенного союза маркировку товара проводит сам продавец. При этом важно соблюдать все законодательные требования.

Маркировка продукции для OZON

Интернет-магазин предъявляет строгие требования к товарной маркировке. Для правильного нанесения кодов необходимо следовать определенным правилам:
  • Каждый товар должен иметь уникальный и правильный идентификатор. Это может быть штрихкод, артикул, серийный номер.
  • Необходимо ясно отображать информацию. Маркировочные знаки должны быть разборчивыми и легко читаемыми для покупателя.
  • Каждый конкретный товар маркируется согласно специфическим требованиям отрасли. Например, электроника, одежда, лекарства не могут иметь одинаковый идентификационный код.
  • Требуется четкое соблюдение законодательства. Маркировка должна соответствовать регулирующим нормам в данной стране или отрасли. Некоторые товары идентифицируют особым образом из соображений безопасности или из-за требований потребительской защиты.
  • Необходимо отслеживать сроки действия маркировки. Информация о дате производства и сроке годности должна быть актуальной и соответствовать действительности.
Специальный штрихкод EAN-13 присваивается товару при его регистрации в личном кабинете OZON. Также через специальные сайты необходимо создать цифровой баркод.

Каждый продукт нужно маркировать отдельно. При поставке товара в комплекте он идентифицируется одним штрихкодом. Коробка, в которую упакована продукция, также маркируется.

Как работать с маркировкой товаров на OZON

Порядок маркировки продукции на маркетплейсе зависит от схемы реализации. Поставляя товар для продажи на OZON, необходимо указать:
  • штриховой код. Это информация, зашифрованная в квадратном или прямоугольном изображении. Его автоматически создает торговая площадка для каждой поставляемой позиции;
  • артикул. Особый код в базе поставщика, по которому продавец работает с товаром;
  • уникальный код аутентификации маркетплейса (OZON ID). Его выдает продавцу интернет-магазина при создании индивидуальной странички.
OZON ID бывает трех видов:
  • FBO — для продажи со склада маркетплейса. При получении товара сотрудники сами формируют заказ и отправляют покупателю через собственную службу доставки. При этом этикетки со штрихкодами приклеивают дополнительно еще и на коробки;
  • FBS — для продажи со склада поставщика. Он самостоятельно компонует, упаковывает и хранит товар. А при передаче заказа в пункт приема «Озон» маркирует его, приклеивая этикетку на наружную часть упаковки;
  • RFBS — схема продажи, аналогичная FBS. Отличие лишь в том, что поставщик доставляет заказ через стороннего перевозчика. В этом случае главное — качественно упаковать товар, особых требований к маркировке нет.
В случае продажи через систему FBO Ozon присутствие штрихкода на товаре — обязательное условие. При использовании схем FBS и RFBS идентификационные знаки не обязательны. Но если придется переходить на другую модель работы или комбинировать, потребуется добавить штрихкоды. Всем продавцам маркетплейс рекомендует использовать маркировку независимо от обстоятельств.

Присутствие штрихкодов обусловлено необходимостью идентификации товара. При приеме продукции на складе сотрудники маркетплейса сканируют их и проводят сверку с заявкой поставщика. Если маркировка не совпадает, товар отправляют обратно. В этом случае владельцу придется исправить ошибку и заново привезти партию на склад «Озон».

Требования штрихкода OZON

Маркетплейс поддерживает штрихкоды в форматах EAN-8, EAN-13, EAN-14, а также ISBN-10, ISBN-12, UPC-12 и Code39. Партнеры национальной системы маркировки «Честный знак» размещают на продукции еще и 2D-идентификатор DataMatrix.

Штрихкод можно назвать «паспортом» товара. Внешне он представляет собой соединение цифр и графики. Как правило, это чередующиеся белые и черные штрихи, под которыми проставлены цифры. При отслеживании передвижения товара сканер считывает именно черно-белые полоски.
  • Реализация со своего склада. При использовании системы FBS упаковка каждого заказа стикеруется наклейкой из плотной белой бумаги 58 х 40 мм. На нее наносят автоматически сгенерированный двухмерный QR-код.
  • Поставки со склада Wildberries. При работе по принципу FBO (со склада маркетплейса) продавец маркирует товар стикерами на упаковках или бирках. Шрифт для печати кода рекомендуется выбирать строгий и такого размера, чтобы вся требуемая информация уместилась на этикетке размером 58 х 40, и при этом текст был разборчивым.

Порядок составления штрихкода при отгрузке

При формировании маркировки для отгрузки товара существует определенная последовательность действий:
  • Получение уникального идентификатора товара или упаковки. Для этого необходимо зайти в личный кабинет в раздел «Товары». Затем перейти в «Управление штрихкодами», далее — «Сгенерировать для всех».
  • Экспорт идентификационного знака в Excel. Автоматизировать выполнение задач и сделать работу более удобной поможет набор команд «Макрос».
  • Печать и нанесение штрихкода. Сгенерированный идентификационный знак печатается на матовой или полуглянцевой этикетке размером 120 x 75 мм. Заклеивать штрихкод скотчем нельзя, иначе могут возникнуть сложности с его считыванием.
  • Верификация. После нанесения штрихкода необходимо проверить его правильность и соответствие заданным стандартам. Это включает установление целостности штриховки, точности закодированных данных и формата.
Для формирования этикеток любых форматов подойдет бесплатный онлайн-генератор BARCODER. Другой популярный софт — WBarcode. Его используют для создания шаблонов для «Озона» и «Вайлдберриз».

Что должно быть указано на этикетке?

В зависимости от типа продукции к товарным наклейкам могут предъявлять разные требования. Существуют и обязательные для всех без исключения этикеток пункты:
  • название;
  • информация о товаре (цвет, размер и т. д.);
  • состав;
  • когда произведен товар (дата);
  • страна-изготовитель;
  • поставщик;
  • сертификат ТР ТС (соответствия техническому регламенту Таможенного союза).

Важно. Маркировочные этикетки наклеивают на товаре и на упаковку — с внешней стороны. Они печатаются на термо- или термотрансферном принтере.

Сторонние маркировки на упаковке недопустимы. При доставке деликатного товара коробку необходимо пометить как хрупкий груз. Информация на этикетке должна быть легко читабельной для потребителя. В противном случае «Озон» не сможет идентифицировать товар и вернет его обратно поставщику.

Промаркировать товар правильно довольно трудно. Чтобы избежать возвратов, а вместе с ними — потерь финансов, большинство продавцов предпочитают передоверить это дело профессионалам.

Самый эффективный способ сохранить время и деньги — фулфилмент для маркетплейсов. Это комплекс логистических услуг для продвижения продукции, в том числе и по разработке шаблонов этикеток и маркировке товара.

Рассчитать проект